0

Предприниматель из Сургута вынудил Путина признать дороговизну кредитов

Предприниматель из Сургута вынудил Путина признать дороговизну кредитов

Предприниматель из Сургута пожаловался Владимиру Путину на невыгодные условия кредитов для бизнеса: высокие проценты, малые сроки (до трех лет) и наличие залога. Упомянутую им в ходе прямой линии банковскую ставку в 18% президент описал словом «многовато», однако сделал акцент на мерах поддержки, предпринятых властями в 2020 году. Между тем все они были продиктованы тогдашней ситуацией с коронавирусом, а сегодня, в условиях не менее тяжелых, продолжения не получили.«Малый и средний бизнес чрезвычайно важен, — сказал Путин. — Конечно, в условиях пандемии он пострадал больше всех, мы отдаем себе отчет. Мы предприняли целый набор мер, чтобы поддержать: и кредиты под нулевую ставку, под 2% с погашением, если сохраняется численный состав работающих. Пролонгация, снижение ставок. Это серьезный, большой набор мер».

Президент заметил также, что «прийти за деньгами — дело несложное, но как их отдавать?» Ведь существует риск подорвать банковскую систему, хотя она сильная. Конечно, кредит под 18% — многовато, учитывая, что средняя ставка в России — 12%. Но ведь есть и льготные формы кредитования: ключевая ставка ЦБ плюс 2,75% к ней. «Получается 8,25%. Это гораздо лучше, чем 18% и даже 12%». По словам Путина, государство и дальше будет совершенствовать эту систему, но многое упирается в ресурсы и ограничения федерального бюджета.

«Следует признать: в 2020 году правительство оказало достаточно весомую помощь малому и среднему бизнесу, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. — Так, предприниматели могли получить льготные займы на выплату заработной платы работникам, а если они сохраняли 90% списочного состава, то кредит вообще аннулировался. Но, похоже, власти решили, что дело сделано, что самое страшное позади, раз экономика показывает восстановительный рост. И самоустранились».

А между тем динамика заболеваемости коронавирусом в России крайне негативная. Плюс вводятся новые ограничения. Новые меры поддержки, сопоставимые с прошлогодними, возможны лишь в том случае, если власти объявят общенациональный локдаун. Но его нет, и каждый регион решает свои проблемы — экономические и эпидемиологические — собственными силами и средствами. Что касается банковских 18%, то, отмечает Николаев, речь идет о чисто коммерческом продукте, без каких-либо льгот. Таков сложившийся в России рынок кредитования: рядовые, мелкие заемщики могут рассчитывать лишь на ставки размером не менее 15%. Крупным клиентам банков, с хорошей кредитной историей, нередко предоставляются более выгодные условия. Надо также учитывать, что вслед за ростом инфляции ЦБ тоже повышает свою ключевую ставку. Соответственно, идут вверх и ставки, по которым кредитуется бизнес. «В действительности ситуация с кредитованием бизнеса выглядит еще хуже, — рассуждает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Ставки для малых предприятий составляют от 15% до 35% в зависимости от вида бизнеса, сроков кредитования, наличия залога и прочего. При этом индивидуальный предприниматель может оставить банку в залог только квартиру в многоквартирном доме. Ни личная земля с домом, ни автомобиль тут не котируются. Есть и лимиты по объему кредитования: тот же ИП может взять под ставку 18-20% годовых 5-6 млн рублей. Для бизнеса это немного».

К этим сложностям добавляются требования к срокам ведения бизнеса, его характеру и местоположению. Для того чтобы предприниматели могли «потянуть» такие условия кредитования, их бизнес должен быть высокодоходным. А в России это или добыча сырья, или торговля, причем в узких секторах. Остальным приходится выживать, резюмирует Бодрова.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий